8 800 775-11-07

Первый звонок услышали все. Что дальше?

Праздник – День знаний закончился. Начались учебные будни. Дети потихоньку вливаются в учебный процесс, но ребятам со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, конечно, сложнее. Родители волнуются. Педагогам, впервые столкнувшимся со слабослышащими учениками, тоже может быть непросто. А ведь еще только сентябрь.

«Все будет хорошо», – уверена сурдопедагог «МастерСлух» в Ростове Ирина Васильева. Ее советы, как заниматься на здоровье.

Первый звонок для всех!

– Если ребенок пошел в обычное общеобразовательное учебное заведение, взрослые нередко тревожатся, что ему было бы легче в специализированном, – рассказывает Ирина Александровна. – Если в коррекционный класс – гложут сомнения: возможно, сыну или дочери надо больше общаться с обычными детьми... Стоп!

Во-первых, выбор уже сделан. Наверняка, он был основан на рекомендациях специалистов. Теперь намеченного маршрута нужно только четко придерживаться. Метаться неэффективно. Семье надо понимать, что не бывает школы без адаптации, каких-то рабочих моментов, сложностей в процессе обучения.

Во-вторых, не забывайте про своего сурдолога, слухопротезиста, сурдопедагога. Перед началом учебного года все слабослышащие дети должны были посетить специалиста. Закрутились и не сделали этого? Значит, самое время записаться на прием. Но даже если уже были на консультации и настроечной сессии, возможно, пора на очередную встречу. Дело в том, что поход в школу – даже если ребенок уже не первоклассник – это, по сути, попадание в новую аудиологическую обстановку, к ней надо подстраиваться. И очень важно, чтобы правильно работали технические средства: слуховые аппараты, речевые процессоры.

Сурдопедагог Ирина Васильева на осеннем педагогическом лагере в Красной Поляне

В-третьих, не нужно стесняться ни одноклассников, ни их родителей, ни педагогов. Последним нужно обязательно сообщить, что в классе есть ученик с особенностями здоровья, быть на связи. А чтобы учитель не волновался, вдруг не справится, есть хороший способ: представить, что в классе не слабослышащий ребенок, а просто иностранец, который хоть и знает русский язык, но в процессе общения может испытывать сложности. У ребят со слуховыми аппаратами, особенно первоклассников, еще страдают лексико-грамматические возможности, маленький объем пассивно-активного словаря. Это абсолютно нормально!

Всем педагогам я очень рекомендую пособие Инны Королевой «В моем классе учится ребенок с кохлеарным имплантом». В нем представлен полный набор советов, как правильно общаться со слабослышащими учениками. Такие дети могут отставать от одноклассников только по причине технических особенностей своих слуховых протезов, из-за того, что учитель говорит неразборчиво… А ведь это решаемые вопросы.

Еще мы всегда готовы к диалогу, и я уверена – любые сурдопедагоги по всей стране с удовольствием расскажут учителю своего маленького пациента, как лучше общаться со слабослышащим учеником. Не всем может прийти в голову такое очевидное решение, поэтому родителям особенных деток стоит подсказать учительнице, например, созвониться или списаться с врачом.

Со многими детьми, которые в этом году пошли в первый класс, мы – специалисты «МастерСлух» – знакомы еще со времен, когда им было по полтора-два годика. Когда родители впервые привели их после операции – кохлеарной имплантации или на подбор слуховых аппаратов. Сегодня они нам, как родные. Была проделана огромная работа. Начинали мы со звукоподражаний, освоения отдельных слов, потом предложений, наращивали словарный запас, улучшали речь… Каждый ребенок – маленький герой. До нормы развития многим осталось совсем чуть-чуть. Конечно, он справится.

Наконец, дорогие родители, помните: ваш школяр (хоть с нарушением слуха, хоть нет) имеет право на ошибки. Не требуйте он него исключительно высоких оценок, на 100 % примерного поведения. Тогда учебный год пройдет спокойно и завершится продуктивно.

Читайте также