Проверено экспертом: сурдопедагогом клиники «МастерСлух» Татьяной Васильевой
Для семьи, в которой растет ребенок с потерей слуха, слухоречевая реабилитация малыша — это путь длиною во взросление. Трудный, полный проб и ошибок, маленьких достижений и больших побед. Проводники на нем – мама и папа, врачи и сурдопедагоги. Награда – маленький человечек, который ни умственно, ни физически не отличается от сверстников, а просто носит слуховые аппараты или импланты.
Я буду слышать
«МастерСлух» раскладывает по полочкам информацию о нарушении слуха у дошкольников: особенностях воспитания и обучения таких детей.
Первые шаги
Когда родители узнают, что ребенок плохо слышит или не слышит вовсе, они сталкиваются с несколькими стадиями принятия такой ситуации: от непонимания и отрицания до осознания и начала конструктивной работы по компенсации слуха и развитию своего чада.
— После того как маленькому пациенту поставили диагноз, в первую очередь мы слухопротезируем его, — говорит сурдопедагог Татьяна Васильева. — Даже если тугоухость небольшая, коррекция необходима, чтобы плохой слух не сказался на развитии малыша. В зависимости от степени потери слуха и вида нарушения для коррекции используют слуховые аппараты либо делают операцию по установке кохлеарных имплантов.
Если тугоухость врожденная, нейросенсорная, поможет только операция! Причем, чем раньше её проведут, тем лучше. Кохлеарные импланты устанавливают уже в возрасте нескольких недель, и малыш фактически получает отсутствующий орган слуха.
Занятия с дошкольниками с нарушением слуха
Теперь сурдопедагог — ваш лучший друг, фактически член семьи, он будет вести ребенка до совершеннолетия. Кто это такой? Это специалист, который занимается обучением и воспитанием глухих и слабослышащих детей до и после слухопротезирования. Он помогает малышу научиться слышать и понимать окружающие звуки и речь.
Занятия с сурдопедагогом проводят 2–3 раза в неделю по полчаса. Выбор методики во многом зависит от возраста, в котором был поставлен диагноз и началась реабилитация, индивидуальных особенностей маленького пациента. — Есть классические методики, которые издавна используются в специальных образовательных организациях, и новые, например, методики Инны Королёвой и Ольги Зонтовой, разработанные для занятий с детьми после кохлеарной имплантации, — говорит Татьяна Ивановна.
Одно из самых важных умений малыша с имплантами или аппаратами – выработка условно-двигательной реакции (УДР). Иными словами – выполнение определенного действия в ответ на звук.
— УДР также нужна, чтобы делать тональную пороговую аудиометрию и аудиометрию в свободном звуковом поле, — поясняет сурдопедагог. — Если у ребенка хорошо выработаны навыки УДР, то можно более точно и тонко настроить техническое средство реабилитации.
Слухоречевая реабилитация ребенка — процесс, в котором, помимо сурдопедагога, участвуют логопед, психолог, и одна из главных ролей у родителей. По мнению Татьяны Васильевой, вы не получите результата, если те умения и навыки, которые формируют специалисты на занятиях, не станете подкреплять в повседневной жизни.
Цель родителей не только выполнять с ребенком домашние задания от педагогов, но и внимательно слушать и понимать, что на данном этапе надо сформировать у дочери или сына, выработать, закрепить и проводить это всё через ежедневную повседневную жизнь.
Поэтому основная реабилитация и развитие дошкольников с нарушением слуха происходит в семье. И сразу после слухопротезирования необходимо создать ребенку постоянную речевую среду. Основная задача взрослых в это время – не молчать. Проговаривайте в присутствии малыша все свои и его действия, рассказывайте, что происходит вокруг. У ребенка должна возникнуть связка: слышу – воспринимаю – понимаю. Само по себе это, увы, не появится.
Проблема в том, что многим взрослым не хватает знаний и умений в развитии слабослышащего малыша. «МастерСлух» в стремлении помочь таким семьям открыл в Таганроге центр «Мама-сурдопедагог». В нем родителям помогут освоить необходимые навыки, дадут нужные знания, познакомят со специалистами.
Общение дошкольников с нарушениями слуха
При всех специализированных реабилитационных мероприятиях дошкольнику с нарушениями слуха в большинстве случаев рекомендовано посещение обычного детского сада, чтобы он адаптировался к слышащему социуму. Чем раньше начать, тем быстрее и безболезненнее пройдет этот процесс.
Одной из самых сложных и неоднозначных проблем для семьи ребенка с нарушением слуха становится принятие маленьким человечком своей физической особенности.
Ситуации разные. Если кроха родился с тугоухостью и практически с рождения с имплантами, он просто не знает другой жизни, и адаптация естественным образом совпадает с развитием. Другое дело, если слух был хороший и снизился, например после болезни. Это тяжело принимать в любом возрасте.
И здесь важен настрой родителей! Если вы сами делаете из особенностей своего малыша трагедию, он будет чувствовать себя каким-то не таким. У оптимистично настроенных взрослых дети, как правило, реабилитируются легче.
Помогайте сыну или дочке подружится с новым «ушком». Выработайте у малыша потребность в СА или речевом процессоре. Нужно, чтобы техническое средство реабилитации ребенок воспринимал как неотъемлемую часть себя, а не как мешающее ему устройство.
Сурдопедагог советует научить ребенка не избегать общения. И если, к примеру, другие дети интересуются, что это за девайс у вашего ребенка, разрешите рассмотреть устройство, потрогать. Пусть вы или ваш ребенок расскажет, какой аппарат классный, удобный, что с ним можно слышать и что для него есть даже украшения и наклейки. При грамотном поведении дети не то что смеяться над вашим отпрыском не будут, а сами захотят себе такого замечательного помощника.
Большую поддержку оказывают родительские сообщества, состоящие из мам и пап детей с такой же проблемой, как у вас, только более подкованные. Такие, например, как наши большие друзья – «МамУшки». Обращайтесь удаленно, ищите единомышленников у себя в городе.
Итак, основные моменты в развитии, воспитании и обучении дошкольников с нарушениями слуха:
- Как можно раньше установить правильный диагноз.
- Принять его.
- Начать работу со специалистами и четко выполнять их рекомендации.
- Помогать своему малышу дома.
- Быть всегда позитивно настроенными.
Тогда всё будет хорошо! Вот увидите. И услышите.
Оставить отзыв