Педагог – профессия, требующая огромной отдачи, высокого мастерства. Не зря говорят, что это призвание. Сурдопедагогом быть непросто вдвойне. Ведь занятия проводятся со слабослышащими и глухими учениками, маленькими детьми. «На кону» будущее качество жизни в мире звуков, психологический комфорт, полноценное развитие ребенка. Хороший специалист – «товар штучный», найти его не так-то просто. Большую роль играет еще и нахождение резонанса с ним, как с человеком.
Вот на что советуют обратить внимание эксперты МастерСлухТМ.
Сурдопедагог, занимающийся с детьми, просто обязан быть и отличным профессионалом, и доброй тетей (ну, или дядей – к кому попадете)
Кто такой сурдопедагог
Сурдопедагог – специалист, занимающийся с глухими и слабослышащими детьми (иногда – взрослыми), многие из которых носят слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты. Он обучает говорить, общаться и с помощью звуков, и с помощью жестов, помогает распознавать новые звуки (которые включаются после слухопротезирования), управлять собственным голосом и ликвидировать возможные дефекты речи, ориентироваться в окружающей «звуковой» действительности.
Для полноценной слухоречевой реабилитации рекомендуется проходить несколько циклов занятий с сурдопедагогом.
Нестыдные вопросы. Что нужно узнать перед началом занятий
- Где учился специалист?
Окончание профильного вуза, дающего специальное (дефектологическое) образование – золотой стандарт в профессии сурдопедагога.
Но нередко обладатели смежных специальностей, особенно в регионах, где нет университетов, обучающих сурдопедагогов, проходят курсы переподготовки и получают соответствующий диплом с присвоенной квалификацией.
В любом случае сурдопедагог должен не скрывать документы о своем образовании, разъяснять особенности профессии, сколько часов было потрачено на теорию и практику, где последняя проводилась и т. п.
- Сколько лет практикует?
Чем больше стаж, тем, понятное дело, лучше. Сурдопедагогика – профессия практическая. Без опыта работы «в полях»: детских садах, школах, специализированных коррекционных учреждениях стать хорошим сурдопедагогом, пожалуй, невозможно.
- Можно ли познакомиться с другими воспитанниками и их семьями?
Ребята, уже отзанимавшиеся у специалиста, – лучшая ему реклама. Они и их близкие могут рассказать о сурдопедагоге еще и как о человеке, его характере, особенностях. Это очень важно! Какого педагога вы предпочтете своему ребенку: строгого или мягкого? Выжимающего на занятиях все соки, но с быстрым результатом или спокойного, предпочитающего медленный темп?
Как правило, слабослышащие – это сообщество, где все настроены помогать друг другу, и проблем с контактами других учеников и общением с ними у вас возникнуть не должно.
Если же воспитанников скрывает сам специалист – это, согласитесь, странно.
- Когда можно рассчитывать на результат?
Грамотный сурдопедагог не станет обещать быстрый и стандартный для всех результат, например, овладение речью после пяти занятий. Каждый ребенок приходит со своими проблемами, процесс восстановления и адаптации у всех индивидуален.
- Можно ли родителям присутствовать на занятиях, и вообще насколько плотный контакт предполагается с семьей?
Сложно представить, чтобы во время занятий сурдопедагог в обязательном порядке указывал родителям на дверь. Ведь отработка полученных навыков предстоит в семье. Но все же поинтересуйтесь этим моментом.
Взрослых может ввести в заблуждение и другое – показаться, что сурдопедагог только играет с ребенком. Где же занятия? На самом деле, особенно когда речь о маленьких детях, именно в процессе игры происходят сложные процессы обучения, адаптации, оттачивания необходимых навыков.
В любом случае специалист должен открыто объяснять эти моменты, много общаться не только с ребенком, но и его родителями.
Занятия c ребенком в кабинете сурдопедагога могут казаться родителям обычными играми, но это совсем не так
Каверзный вопрос. Что думает сурдопедагог о дактильной речи? Обязательно ли ее знать?
Обычно против изучения дактильной речи выступают родители, желающие, чтобы ребенок (особенно если ему уже установлен имплантат или слуховой аппарат) как можно быстрее «стал нормальным». Опасаются, что отложится освоение устной речи.
Наше мнение: дактильная речь – первый этап, когда дети еще не могут полноценно говорить и общаться. Но и в последующем она нужна – как вспомогательное средство в освоении языка.
Конечно, развернутые ответы на все эти вопросы и максимальная открытость сурдопедагога – не 100 %-ная гарантия замечательных отношений с ним и быстрого эффекта от занятий, но вам точно будет спокойнее, когда вы будете отдавать ребенка в руки такого специалиста.
Отличного специалиста можно выбрать для своего ребенка в сети центров МастерСлухТМ (контакты – здесь).
Оставить отзыв