В первой части нашей статьи мы начали рассматривать вопросы особенностей обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе. Давайте продолжим?
В столице США, городе Вашингтоне, живет самое многочисленное сообщество людей с нарушениями слуха. Для них работают кинотеатры, магазины и даже церкви, где службы ведутся с сурдопереводом. Но главное преимущество – университет Галлодет.
В нем учатся около 1800 слабослышащих студентов. Примерно 5 % из них – иностранцы. За полноценное развитие своих граждан Саудовская Аравия, Канада, Япония и Корея платят из бюджета около $20 тысяч в год. Чем богаче страна, тем больше из нее студентов в Галлодете.
Единственный слабослышащий студент из России появился здесь несколько лет назад. Это аспирант экономического факультета Руслан Куликов из Москвы. Он на себе испытал все «особенности» российской системы образования для людей с нарушениями слуха.
К сожалению, среди наших соотечественников распространен целый набор мифов о глухих и слабослышащих: они не слышат, не говорят, отстают в развитии, не способны освоить школьную программу.
Мало кто знает, что человек с диагнозом «тугоухость» вполне разбирает некоторые слова, особенно при общении с одним собеседником и в тихой обстановке. Его проблема решается грамотным сурдологом, а также подбором и тонкой настройкой слуховых аппаратов.
«Глухие» могут услышать грохот отбойного молотка, рокот поездов в метро, выстрелы, но не способны воспринимать речь. В этой ситуации спасают либо сверхмощные слуховые аппараты, либо кохлеарная имплантация.
Для справки: в России более полумиллиона детей и подростков до 15 лет, у которых диагностированы нарушения слуха. В 70 % случаев это сенсоневральная тугоухость. Все они – и слабослышащие, и глухие – после коррекции способны слышать и понимать речь. А значит, могут полноценно общаться с окружающими, даже не используя язык жестов. Но до этого придется проделать большую работу: найти своего врача, сурдопедагога, много заниматься.
Чтобы адаптация ребенка в массовой школе прошла безболезненно, готовьте его к поступлению заранее. Для домашних занятий подберите и правильно настройте слуховой аппарат в одном из наших медицинских центров – мы работаем в 25 городах России. При осмотре сурдопедагог отследит реакции ребенка и даст советы по его реабилитации. Приучайте дошколенка ходить в аппаратах каждый день: так он свыкнется с инородным предметом за ухом и перестанет его стесняться.
Обязательно выполняйте следующие рекомендации:
Это и другие пособия для родителей можно найти и бесплатно скачать/заказать на сайте программы «Я слышу мир» или на канале Ольги Зонтовой в YouTube
Целью подготовки ребенка к обучению в массовой школе является создание условий для перехода на путь естественного развития слухового восприятия и проявления спонтанной речи. Это значит не ограничивать, не подменять речь жестами (когда это возможно), не создавать «резервации» слабослышащих. А учиться жить среди людей, с опорой на все органы чувств.
Только так обеспечивается перевод восстановленного физического слуха в функциональный. Малыш должен научиться пользоваться восстановленным слуховым анализатором: различать звуки окружающего мира, речь окружающих и понимать ее. Без этого речь ребенка не формируется. Активное участие принимают «специальные» педагоги – сурдопедагоги, логопеды.
Уровень подготовленности ребенка перед тем, как подавать документы в обычную школу, должен оценить сурдопедагог! Соответствует ли его физическое развитие возрасту (как ходит, бегает, прыгает), различает ли цвета и формы, какие жесты понимает лучше других. Проверьте, чем занят, когда думает, что один. Какие черты характера имеет и хочет ли учиться. Запишите результаты наблюдений: впоследствии их можно передать учителю – они помогут быстрее принять особенности школьника и найти к нему подход. Если у ребенка замкнутый характер или он испытывает страх перед людьми, посетите детского психолога.
Также пройдите обследование слухоречевого и общего развития.
Предупредите заранее директора школы о нарушении слуха у ребенка. Перед началом учебного года он подготовит педсостав к работе и поставит задачу: создать подходящую акустическую обстановку, в которой ребенок расслышит слова одноклассников и учителя.
Остальные задачи педагогов:
И – да. Это идеальная ситуация. Будьте готовы к тому, что в большинстве массовых школ в России учителя не очень охотно пойдут навстречу ребенку с особенностями звукового восприятия.
О чем еще можно попросить учителя:
Как учат говорить и слышать ребенка со сниженным слухом в медицинском центре МастерСлухТМ
Вам стоит поприсутствовать на первом знакомстве вашего ребенка с классом. Покажите всем слуховой аппарат, дайте его потрогать. Через пару дней дети потеряют интерес к устройству и будут воспринимать его естественно. Предупредите одноклассников, что во время игр на переменах, уроках танцев и физкультуры стоит относиться к товарищу со слуховым аппаратом бережно.
Повторные проблемы с адаптацией могут возникнуть при переходе в 5-й класс. В этот момент меняются учителя, ребенку нужно привыкать к новым людям, а педагогам – к нему.
Не жалейте сил на реабилитацию и ее технические средства – слуховые аппараты – в раннем возрасте. Они не панацея, но в руках хорошего специалиста способны действительно кардинально изменить жизнь. Как минимум, возможность получить высшее образование наравне со слышащими ребятами.
Если диагностику и реабилитацию слуха и речи ребенок проходит в одном из наших центров, включенных в соответствующую программу, специалисты помогут сократить расходы: оформить получение компенсации через Фонд социального страхования, подготовить документы на полную или частичную компенсацию стоимости. Вам остается только быть сильными духом, чтобы помочь своему ребенку стать самостоятельным взрослым в будущем.
2024© mastersluh.ru
8 800 775-11-07