8 800 775-11-07

Недетский вопрос. Настройки речевого процессора у ребенка

О необходимости и некоторых тонких моментах настройки речевых процессоров кохлеарных имплантов мы уже рассказывали (см. например, недавнюю статью на сайте). Остановимся теперь на особенностях, касающихся маленьких пациентов.

Рассказывает старший сурдопедагог сети медцентров «МастерСлух», специалист по слухоречевой реабилитации Наталья Черная.

У этой девочки с кохлеарным имплантом все будет хорошо. Самое сложное – операция – уже позади

Большая разница. Настройка речевого процессора у детей раннего возраста

Представьте механический голос, словно из фантастического фильма, к тому же говорящий на непонятном языке. Примерно так слышат свои первые звуки после кохлеарной имплантации взрослые пациенты и дети, которые уже успели в жизни поносить слуховые аппараты, т. е. ранее что-то слышали. Пройдет время, состоится несколько настроек, прежде чем речевой процессор будет отображать звуки максимально естественно, и человек адаптируется.

А теперь задумайтесь, каково малышам, которые родились глухими. Они жили в абсолютно беззвучном мире, и после операции у них вдруг появился, по сути, новый орган чувств. К нему приходится привыкать. Опыта и навыков нет. Младенец не понимает, что происходит, не может объяснить свои чувства взрослым. Поэтому врачи, установившие имплант, не гарантируют даже после первичных настроек в клинике, что такой ребенок воспринимает звуки корректно. Предстоит еще большая работа.

Настройкам речевого процессора у детей раннего возраста необходимо уделять повышенное внимание.

Очень нежелательно семье откладывать процесс, тормозить его (мол, сейчас ребеночек привыкнет, отдохнет от поездки и операции, ему тяжело). Да, тяжело, но нужно адаптироваться как можно скорее. Чем быстрее это произойдет, тем лучше для развития, которое по причине глухоты было заторможено.

Сколько надо этапов, столько и будет

Первичное подключение и настройки речевого процессора производятся почти сразу после операции, через три-четыре недели, когда заживает раневая поверхность. Все это время семья обычно находится в контакте с учреждением, где было проведено хирургическое вмешательство.

Таких, кстати, на всю страну меньше десяти – настолько сложным делом они занимаются, к ним приезжают пациенты из разных уголков России.

Время в больнице, с одной стороны, конечно, напряженное, стрессовое, ведь речь идет об имплантации высокотехнологичного прибора (кохлеарного импланта) в голову маленькому ребенку. Это никого из взрослых не может оставить равнодушным.

Но с другой стороны – как раз тогда семья получает мощную поддержку, может общаться со специалистами и, конечно, максимально корректно с участием лучших врачей страны произвести начальные настройки.

Первичное подключение, адаптация и консультации врачей занимают несколько дней. С этим «зарядом» семья возвращается домой.

Следующий этап – не менее важный – настройка речевого процессора по месту жительства.

В первый год после первичного подключения таких настроек будет минимум (!) пять-шесть с частотой раз в три месяца. А может быть больше. Общая задача врачей и родителей – не пройти какие-то обязательные пункты «для галочки», а чтобы ребенок научился хорошо слышать, воспринимать и понимать речь, говорить и спустя время не отличался бы от абсолютно здоровых сверстников.

Спустя год после имплантации настроечные сессии детям должны проводиться минимум раз в шесть месяцев, уже почти взрослые подростки могут приходить раз в год.

Настройка речевого процессора в сети «МастерСлух»

В наших медицинских центрах специалисты работают по эффективным алгоритмам от производителей кохлеарных имплантов. Опираются на свой большой опыт и владеют всеми необходимыми нюансами, ориентир делается на конкретного ребенка, его личность, а не только на случай. Во главе угла – индивидуальный подход.

Кстати, «МастерСлух» имеет возможность настраивать речевые процессоры кохлеарных имплантов всех пяти базовых брендов, которые устанавливаются в стране. Такие условия могут предоставить только два медучреждения в России. Наше одно из них. Мы можем принять и «вести» любого пациента.

Первичная консультация – обязательна. На ней происходит знакомство со специалистами, собирается информация и задается «домашняя работа». Дело в том, что перед настройкой речевого процессора у детей раннего возраста необходима небольшая подготовка. Это нужно, чтобы ребенок и мама (или другой родной взрослый) не растерялись во время настоящего процесса, который представляет собой электростимуляцию электродов в системе кохлеарной имплантации. По тому, какой от нее идет ответ, оценивается, как в данный момент слышит маленький пациент. А еще есть то, что не «пощупать» с помощью тестов – это доверие. К незнакомому человеку малыш может попросту отказаться подойти.

Без сурдопедагога не обойтись! Он будет работать вместе с сурдологом или аудиологом и станет связующим звеном между семьей и специалистом, который производит настройки речевого процессора пациентам любого возраста, но должен быть еще и педагогом (хотя, у нас в центрах все врачи очень добрые, понимающие, ведут себя, как родные, за это их любят пациенты).

Сурдопедагог, работающий с детьми после кохлеарной имплантации, обладает навыками и профессиональными приемами, позволяющими найти подход к любому ребенку. Все общение строится на позитиве, как бы играя. Но в это же время проводится большая работа – специалист снимает параметры с поведения, эмоций. Ведь иные источники недоступны в силу малого возраста пациента.

И в будущем, когда ребенок вольется в нормальный ритм жизни, со своим сурдопедагогом он будет общаться часто – до подросткового возраста.

Надо ли подчеркивать, как важно найти своего сурдопедагога, не просто врача, а доброго друга семьи на долгие годы? Подсказка: такие и только такие люди работают в наших медцентрах.

В чем суть процесса?

Во время настройки речевого процессора сурдолог должен понять, на какой громкости и в каком частотном диапазоне слышит пациент в данный момент и, если нужно, откорректировать, улучшить эти показатели. В первое время после операции они точно будут требовать улучшений.

Сурдопедагог участвует в:

  1. Объективной диагностике, когда проверяется внешнее состояние процессора и с помощью специальных приборов определяется, на каком расстоянии и в каком диапазоне может слышать ребенок.
  2. Субъективной, которая производится:
    • со слов родителей – взрослые могут рассказать, что замечают они у своего малыша, какие звуки ему интересны, раздражают и т. п.;
    • по реакциям маленького пациента – какие именно реакции выдает малыш на звуки (и здесь глаз сурдопедагога незаменим).

По итогам диагностики производится корректировка настроечных карт или делаются новые и записываются в речевой процессор.

Специалисты перепроверяют улучшения восприятия речи.

  1. Ребенок должен воспринимать все, даже самые тихие звуки, полноценно.
  2. Дискомфорт недопустим, т. е. просто усиливать звуки нельзя.

Семье выдаются рекомендации, причем зачастую от всех участвующих в настроечном процессе специалистов, включая сурдопедагога, строится план занятий в разных акустических ситуациях.

Назначается повторная явка.

Да, это надолго

Настройка речевого процессора кохлеарного импланта – не единичная услуга, а планомерная рутинная работа. Конечно, семье хочется результатов сразу или очень быстро, но как получится на деле зависит от многих факторов:

Также дополнительные настройки могут потребоваться (и неплохо бы не дожидаться, когда это станет очевидно, а записаться на прием заранее) при изменении жизненной, а значит и акустической ситуации. Например, после переезда, при записи в новый садик или школу, кружок, секцию, перед поездкой в отпуск, на море, к бабушке в деревню и т. п.

Цена вопроса

Обязательные сессии оплачиваются из системы ОМС. Но многим пациентам после операции, особенно малышам, нужно больше. Тут есть несколько вариантов.

  1. Записываться на комплексные программы реабилитации раз в три месяца, они проводятся тоже за счет обязательного медицинского страхования и в условиях дневного стационара. Это значит, что не требуется ложиться с ребенком в больницу, а только приходить на занятия. Такие программы полезны еще и тем, что в них участвуют разные специалисты. Поскольку многие маленькие пациенты с кохлеарными имплантами имеют и другие патологии, то получают возможность коррекции еще и их.
  2. Воспользоваться коммерческим пакетом. Его предпочитают взрослые и подростки, которым сурдопедагог уже не нужен. Из-за учебы, собственного плотного графика они не могут тратить время на пребывание в стационаре. А настройки речевого процессора хотелось бы улучшить, не дожидаясь обязательного приема. Такая услуга в наших центрах доступна и стоит три тысячи рублей за одно ухо, пять тысяч – за оба уха.

Обращайтесь, только уточняйте возможность прохождения в конкретном городе.

Читайте также