8 800 775-11-07

Педагог с приставкой «сурдо-»

Зачем детям после кохлеарной имплантации нужны занятия с сурдопедагогом. Как выбрать своего специалиста. На какие этапы реабилитации настраиваться семье.

Добрый врач, профессиональный педагог

Чтобы жить как все дети

Слухопротезирование с помощью вживляемых во внутреннее ухо электронных систем (кохлеарных имплантов) в большинстве случаев проводится в раннем возрасте, когда специалистам на 100 % понятно, что ребенок родился глухим или у него такое снижение слуха, которое невозможно эффективно компенсировать с помощью слуховых аппаратов.

Конечно, это не аксиома: потеря слуха может быть и у взрослых, например, после травмы, болезни, но таких случаев в мире намного меньше. И реабилитация у человека с речевым и слуховым опытом проходит совершенно иначе, нежели у малыша, лишенного физической возможности слышать от рождения.

Смысл кохлеарной имплантации в том, чтобы дать возможность ребенку слышать и, соответственно, развиваться, как полностью здоровые сверстники.

Большая разница

Малыш, который родился с 4-й (тяжелой) или глубокой (полной) степенью тугоухости без других тяжелых патологий развития,в возрасте 8 -10 месяцев) прооперированный и получивший адекватную реабилитацию, будет развиваться фактически так же, как дети без проблем со слухом. Он просто не успеет сильно отстать в развитии.

Ребенку, которому операция была проведена ближе к трем годам, придется сложнее. На адаптацию, реабилитацию после кохлеарной имплантации уйдет намного больше времени. Ведь когда маленький человек растет, ему для развития важен каждый день. Из-за позднего возвращения в мир звуков отставание в речевом и интеллектуальном развитии может быть критичным, и догнать сверстников получится ближе к школе.

Если же мальчик или девочка несколько лет прожили со снижающимся слухом, носили аппараты, ходили в коррекционный садик, занимались со специалистами, но семья потом все же решилась на операцию – это третий случай. Хотя, зачастую, у детей с нарушениями слуха есть ряд других проблем со здоровьем.

Каждая ситуация индивидуальна. Однако все требуют участия нескольких специалистов, включая (поскольку речь о детях) педагога. И нужен не простой воспитатель или учитель, а человек, разбирающийся в детских проблемах со слухом на профессиональном уровне.

Сурдопедагог – специалист со специальным педагогическим образованием, который помогает детям пройти реабилитацию после кохлеарной имплантации или протезирования слуховыми аппаратами, привыкнуть к миру слышащих.

Это не игра

Хирург проводит операцию. Сурдолог подбирает и регулярно настраивает речевой процессор. Логопед работает над правильным произношением. Что же делает сурдопедагог?

Этот специалист участвует в слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации на всех этапах:

Занятия с сурдопедагогом похожи на игру. А как иначе с детьми?! На самом деле в это время проводится большая работа.

На занятиях ребенок учится слушать, слышать, общаться.

Например, как рассказала сурдопедагог сети «МастерСлух» в Кургане Татьяна Васильева, в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации у детей важна поэтапность. Все происходит как у обычных слышащих ребят, когда они растут, развиваются, постоянно узнают что-то новое, осваивают различные навыки и умения. Так, одно из первых, что предстоит ребенку – понять, как соотносятся увиденные предметы (к ним он привык с рождения, даже когда не слышал) с их звучанием, обозначением совершаемого действия (что для него ново). Без такого понимания услышанное не будет иметь смысла. Как если бы вы включили передачу на китайском: вроде шум есть, а что он значит – непонятно. Это несоответствие сурдопедагог как раз и исправляет.

Разумеется, не только с малышами, но и детьми любого возраста скучные занятия, как в школе, не возымеют эффекта. Надо играть, рисовать, лепить, изображать сценки, пересказывать увлекательные истории... А в это время будут:

И это лишь малая часть того, что сурдопедагог делает для развития ребенка. Он может сопровождать маленького пациента месяцами, а то и годами.

Где найти своего сурдопедагога? Подсказка: в сети «МастерСлух»

Конечно, малыш и его семья должны найти общий язык со специалистом, который будет заниматься регулярной реабилитацией после кохлеарной имплантации. Бывает, сурдопедагог – высококлассный профессионал, у него много довольных пациентов, а именно у вас резонанса с ним нет. Не мучьте себя и ребенка, ищите своего человека.

Замечательные специалисты работают во всех наших медицинских центрах.

Вы можете:

Но учтите: как индивидуален каждый случай потери слуха, так у детей разнятся и результаты реабилитации. Четких сроков нет. Ориентируйтесь на то, что:

  1. ребенку занятия нравятся;
  2. вы внутренне доверяете выбранному сурдопедагогу;
  3. результаты занятий есть, но не обязательные, как по инструкции (например, после пяти посещений малыш должен будет понимать то-то и то-то), а персональные – несколько месяцев назад не умели, не знали, не слышали, сейчас можем.

И тогда все получится!

Читайте также