Зачем детям после кохлеарной имплантации нужны занятия с сурдопедагогом. Как выбрать своего специалиста. На какие этапы реабилитации настраиваться семье.
Добрый врач, профессиональный педагог
Чтобы жить как все дети
Слухопротезирование с помощью вживляемых во внутреннее ухо электронных систем (кохлеарных имплантов) в большинстве случаев проводится в раннем возрасте, когда специалистам на 100 % понятно, что ребенок родился глухим или у него такое снижение слуха, которое невозможно эффективно компенсировать с помощью слуховых аппаратов.
Конечно, это не аксиома: потеря слуха может быть и у взрослых, например, после травмы, болезни, но таких случаев в мире намного меньше. И реабилитация у человека с речевым и слуховым опытом проходит совершенно иначе, нежели у малыша, лишенного физической возможности слышать от рождения.
Смысл кохлеарной имплантации в том, чтобы дать возможность ребенку слышать и, соответственно, развиваться, как полностью здоровые сверстники.
Большая разница
Малыш, который родился с 4-й (тяжелой) или глубокой (полной) степенью тугоухости без других тяжелых патологий развития,в возрасте 8 -10 месяцев) прооперированный и получивший адекватную реабилитацию, будет развиваться фактически так же, как дети без проблем со слухом. Он просто не успеет сильно отстать в развитии.
Ребенку, которому операция была проведена ближе к трем годам, придется сложнее. На адаптацию, реабилитацию после кохлеарной имплантации уйдет намного больше времени. Ведь когда маленький человек растет, ему для развития важен каждый день. Из-за позднего возвращения в мир звуков отставание в речевом и интеллектуальном развитии может быть критичным, и догнать сверстников получится ближе к школе.
Если же мальчик или девочка несколько лет прожили со снижающимся слухом, носили аппараты, ходили в коррекционный садик, занимались со специалистами, но семья потом все же решилась на операцию – это третий случай. Хотя, зачастую, у детей с нарушениями слуха есть ряд других проблем со здоровьем.
Каждая ситуация индивидуальна. Однако все требуют участия нескольких специалистов, включая (поскольку речь о детях) педагога. И нужен не простой воспитатель или учитель, а человек, разбирающийся в детских проблемах со слухом на профессиональном уровне.
Сурдопедагог – специалист со специальным педагогическим образованием, который помогает детям пройти реабилитацию после кохлеарной имплантации или протезирования слуховыми аппаратами, привыкнуть к миру слышащих.
Это не игра
Хирург проводит операцию. Сурдолог подбирает и регулярно настраивает речевой процессор. Логопед работает над правильным произношением. Что же делает сурдопедагог?
Этот специалист участвует в слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации на всех этапах:
- Начальный, т. е. сразу после операции, когда малыш может быть напуган открывшимся миром звуков. Не только младенцы, но и дети постарше в стрессовой ситуации зачастую не могут объяснить, что и как они слышат. А врачи - не всегда могут правильно понять реакцию ребёнка. Какими бы добрыми и профессиональными ни были окружающие специалисты , участие сурдопедагога скажется положительно. Именно сурдопедагог является связующим звеном между ребёнком и другими взрослыми. В силу образования и опыта, хороший сурдопедагог умеет понять, почему ребенок так реагирует на звук, что именно он испытывает, и что с этим делать тому, кто настраивает речевой процессор или слуховой аппарат.
- Обязательные регулярные занятия. Самостоятельные – дома, а также со специалистом, которого нужно найти по месту жительства. Как правило, кохлеарная имплантация проводится в крупных клиниках (их в России немного), семьи из отдаленных регионов потом возвращаются домой, и вся работа по адаптации к нормальной жизни начинается уже здесь. Без сурдопедагога не обойтись! Он может быть связующей нитью между семьей и другими специалистами, должен стать добрым другом ребенку, вторым человеком после родителей, который знает все особенности реабилитируемого, его возможности и будет помогать адаптироваться к миру звуков максимально быстро.
Занятия с сурдопедагогом похожи на игру. А как иначе с детьми?! На самом деле в это время проводится большая работа.
На занятиях ребенок учится слушать, слышать, общаться.
Например, как рассказала сурдопедагог сети «МастерСлух» в Кургане Татьяна Васильева, в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации у детей важна поэтапность. Все происходит как у обычных слышащих ребят, когда они растут, развиваются, постоянно узнают что-то новое, осваивают различные навыки и умения. Так, одно из первых, что предстоит ребенку – понять, как соотносятся увиденные предметы (к ним он привык с рождения, даже когда не слышал) с их звучанием, обозначением совершаемого действия (что для него ново). Без такого понимания услышанное не будет иметь смысла. Как если бы вы включили передачу на китайском: вроде шум есть, а что он значит – непонятно. Это несоответствие сурдопедагог как раз и исправляет.
Разумеется, не только с малышами, но и детьми любого возраста скучные занятия, как в школе, не возымеют эффекта. Надо играть, рисовать, лепить, изображать сценки, пересказывать увлекательные истории... А в это время будут:
- отрабатываться речевые и неречевые звуки;
- включаться понимание градаций громкости;
- закрепляться связка между сказанным и сделанным и т. д., и т. п.
И это лишь малая часть того, что сурдопедагог делает для развития ребенка. Он может сопровождать маленького пациента месяцами, а то и годами.
Где найти своего сурдопедагога? Подсказка: в сети «МастерСлух»
Конечно, малыш и его семья должны найти общий язык со специалистом, который будет заниматься регулярной реабилитацией после кохлеарной имплантации. Бывает, сурдопедагог – высококлассный профессионал, у него много довольных пациентов, а именно у вас резонанса с ним нет. Не мучьте себя и ребенка, ищите своего человека.
Замечательные специалисты работают во всех наших медицинских центрах.
Вы можете:
- Получить предварительную консультацию сурдопедагога, чтобы понять, с чего придётся начинать и на что стоит рассчитывать, как построить адекватные ожидания от результата.
- Побывать на пробном занятии.
- Пообщаться с другими маленькими пациентами и их родителями, чтобы увидеть, каких они добились результатов, послушать, что они думают о сурдопедагоге.
Но учтите: как индивидуален каждый случай потери слуха, так у детей разнятся и результаты реабилитации. Четких сроков нет. Ориентируйтесь на то, что:
- ребенку занятия нравятся;
- вы внутренне доверяете выбранному сурдопедагогу;
- результаты занятий есть, но не обязательные, как по инструкции (например, после пяти посещений малыш должен будет понимать то-то и то-то), а персональные – несколько месяцев назад не умели, не знали, не слышали, сейчас можем.
И тогда все получится!
Оставить отзыв