8 800 775-11-07

«Скажите, в чем проблема?» Частые родительские вопросы о настройках слуховых аппаратов и речевых процессоров у детей

Ответы специалистов «МастерСлуха». Развеиваем сомнения и объясняем непонятные моменты.

Тихо, громко или хорошо?

Врачи рекомендуют слухопротезирование, но я не верю. Мой ребенок все понимает и слышит!

Малыши хорошо адаптируются – так придумано природой. Ребенок, даже с тяжелым нарушением слуха и без серьезных особенностей развития, быстро учится считывать эмоции взрослых (особенно мамы с папой) в зависимости от выражений их лиц, может догадываться по губам, о чем ему говорят, легко понимает обращенную к нему речь в контексте конкретной ситуации.

Например, вы накрыли на стол и говорите: «Вася, иди кушать»! Даже если Вася совсем ничего не услышал, он догадается, в чем суть, и придет на обед.

Что уж говорить о легкой и средней степени тугоухости. Ведь малыш говорит и слышит. Слышит, но “недослышивает” слова и звуки, плохо понимает речь в шуме. И требует подойти поближе и повторить вопрос.

В начальной школе у таких детей, как правило, начинаются проблемы с письмом и чтением, но даже опытные педагоги могут не догадываться, в чем истинная причина. Тогда к школьнику “приклеивается”ярлык неспособного и/или невнимательного.

Яркий пример – история 14-летней девочки, которую в классе записали в умственно отсталые, и только в «МастерСлухе» выяснилось: она просто плохо слышит.

Поэтому если уж дошли до врача, проверить слух, прислушаться к мнению специалиста надо!

Мы надели слуховые аппараты (провели кохлеарную имплантацию), но ребенок не говорит и не откликается. Что-то не так?!

На самом деле слышать звуки и понимать их – не одно и то же. Слухопротезирование – первый этап большой работы. Чем меньше ребенок, тем насыщеннее должно быть у него сурдопедагогическое сопровождение. И начинать нужно как можно раньше! Только с помощью специальных занятий мы можем «запустить» слуховое восприятие, научим понимать звуки и речь, а в последствии и говорить. Подробнее в материалах «Добрый доктор», «Потеря слуха у детей… Как жить дальше?», «Педагог с приставкой сурдо» и др.

Так что наберитесь терпения, вы еще в самом начале длинного пути в мир звуков.

Нам недавно проводили настройку, но ребенок говорит очень плохо. А сурдолог считает: все в порядке. Что делать?

Возможно, проблема не сурдологическая, а логопедическая. Нужно установить, различает ли ребенок звуки на слух. Советуем пройти специальную педагогическую диагностику.

Если она выявит, что малыш хорошо различает звуки, это повод изменить тактику и интенсивность занятий с логопедом и сурдопедагогом.

Покажет, что звуки одной группы звучат для маленького пациента одинаково? Бегом на коррекцию настроек!

Ребенок отлично повторяет за мной слова, но наш педагог считает, что он недослышит звуки и путает их при письме. Что-то не верится… Кто прав?

Если ребенок – опытный носитель кохлеарного импланта или слухового аппарата, у него уже сформирован словарный запас, он может воспринимать речь «мозгом». То есть узнает знакомые слова «по контуру», даже если что-то не расслышал. В принципе, мы все так делаем, когда в речи встречается непонятное слово, просто у тугоухого подобные ситуации возникают намного чаще.

Чтобы точно оценить разборчивость речи, нужны углубленные тесты. Проверка:

Только так можно действительно понять, разбирает ли малыш звуки, если да, то в каких пределах и качественно скорректировать настройки.

Наконец, не забывайте об адаптации. Даже в идеальном варианте: быстрое распознавание проблемы – отличные настройки – ответственная работа специалистов, родителей и самого ребенка. В один миг невозможно скорректировать тугоухость. Дайте малышу время, доверяйте врачам и педагогам, и тогда все будет хорошо. Но держите руку на пульсе. Сомневаетесь в чем-то? Лучше пройти дополнительные обследования.

Читайте также