Рассказывает сурдопедагог «МастерСлух» Наталья Васильева.
Сурдопедагог – диагност, лучший друг и учитель
До семи и старше
Сурдолог – первый врач для глухих и слабослышащих. Он:
- диагностирует нарушения слуха;
- занимается лечением тугоухости (если это возможно);
- подбирает, настраивает слуховые аппараты или кохлеарные импланты.
Но если пациенты – дети, особенно очень маленькие, то не обойтись без специалиста с педагогическим образованием – сурдопедагога. По сути, это педагог-дефектолог (хотя мы не очень любим это «колючее» слово. Главный талант сурдопедагога, который базируется на знаниях и опыте – находить общий язык именно с малышами, уметь «считывать» их реакции на звуки и переводить с «младенческого» языка на взрослый, медицинский.
Сурдопедагог помогает на консультациях врачу-сурдологу, этого специалиста обязательно зовут на диагностику маленьких пациентов и настройку слуховых протезов. Когда начинается процесс слухоречевой реабилитации, на занятиях с ребенком работает, в первую очередь, сурдопедагог. Его задачи тогда – научить слабослышащего малыша:
- Ориентироваться в мире звуков, воспринимать их. Не только слышать, но и слушать, различать отдельные тона, выделять нужные, адекватно реагировать. Ведь распознавать все звуки окружающего мира, а тем более обращенную к тебе речь, очень не просто. Автоматически после подбора слуховых аппаратов (или имплантации) этого не случится. Требуется большая работа.
- Правильно разговаривать. Управлять собственным голосом как стопроцентно слышащий человек. Удалить из речи возможные дефекты, которые успели «нарасти» за время без слуховых протезов. А если говорим о младенце – правильно сформировать речь.
Естественно, это происходит не за один визит, необходимо несколько циклов занятий. Но самая волнительная (особенно для родителей) – первая консультация. На нее к сурдопедагогу, минуя терапевта, лора, даже сурдолога, можно записаться самостоятельно. Повод – подозрения на то, что ребенок недостаточно хорошо слышит. Нередко к сурдопедагогу направляет лор (или невролог и логопед).
Чаще, конечно, происходит обратный процесс. Семья сначала попадает на прием к сурдологу и тот приглашает на помощь сурдопедагога.
Итак. Сурдолог проводит медицинскую диагностику слуха. Сурдопедагог – педагогическую. В идеале диагноз маленькому ребенку должен ставиться на основании этих двух составляющих.
Сурдолог отвечает по большей части за технические настройки слуховых аппаратов и процессоров кохлеарных имплантов. Сурдопедагог участвует в постановке диагноза, в корректировке настроек, оценивает субъективные реакции ребенка, проводит необходимые педагогические тесты, занимается реабилитацией.
Есть контакт
В арсенале сурдопедагога есть множество профессиональных хитростей и приемов. Они позволяют найти контакт даже со сложным или капризным ребенком, успокоить тревожащихся родителей.
Если взаимопонимания не удастся достичь, то скорее всего:
- диагностика окажется не такой точной;
- семья вместо того, чтобы успокоиться и настроиться на конструктивную работу по коррекции слуха, начнет переживать еще сильнее;
- реабилитационная работа не будет продуктивной.
Поэтому ищите своего сурдопедагога! Как это сделать, на какие профессиональные и личностные качества специалиста обратить внимание – читайте в этой статье. «МастерСлух» гарантирует: во всех наших медцентрах работают прекрасные сурдопедагоги!
Конечно, если речь о младенце до года, скорее всего, диагноз будет поставлен только на основании объективной аппаратной диагностики слуха и на основании собранного со слов родителей анамнеза жизни ребенка. Последнее очень важно! Ведь именно самые близкие люди проводят с ребенком почти все время и замечают малейшие нюансы в его поведении, реакциях на окружающих мир. На их наблюдения обязательно ориентируются хорошие врачи при постановке диагноза.
Обычно сурдопедагогу достаточно одной-двух консультаций, чтобы всесторонне оценить уровень слухоречевого развития. Но бывают сложные дети (например, не даются специалисту, либо у них редкие патологии, либо их несколько – требуется участие других узких врачей и педагогов), тогда процесс может растянуться надолго. Но лучше подойти к делу системно и ответственно, чем упустить что-то важное.
«В моей практике был сложный пациент дошкольного возраста, – говорит Наталья Васильева, – которому первичное развернутое заключение было дано только через месяц регулярных встреч».
Дети растут. И если есть проблемы со слухом, то сурдопедагог в жизни ребенка еще обязательно будет присутствовать:
- для уточнения диагноза;
- во время настроечных сессий;
- для проведения реабилитационных занятий.
Присутствие сурдопедагога на обследованиях слуха и настроечных сессиях обязательно, если ребенок младше 7 лет. Для некоторых детей – вплоть до начала подросткового возраста. В этом тоже нет ничего страшного, все ребята разные. Главное – результат: поставить правильный диагноз, определить, в какой степени требуется компенсация слуха, настроить слуховые протезы.
Путь из слабослышащих в мир звуков
Реабилитационные занятия с сурдопедагогом – долгий, но необходимый путь. У каждого он разный. Зависит от факторов:
- В каком возрасте ребенка было замечено, что у малыша снижен слух.
Если упущены самые важные месяцы для развития – от рождения до трех лет – потребуется намного больше времени и усилий, чем в случае, когда небольшая степень тугоухости была обнаружена в младших классах (когда маленький человек уже сформировался).
- Насколько правильно проведена техническая часть коррекции.
Были случаи, когда на прием в «МастерСлух» приходили семьи, дети в которых получили в каких-то других клиниках неправильные настройки слуховых аппаратов или процессоров кохлеарных имплантов. Такого ребенка окружающие могут считать умственно отсталым, а он просто не все и не так слышит.
- Индивидуальные особенности пациента.
Зачастую дети с нарушением слуха могут иметь и другие проблемы со здоровьем. Их адаптация будет проходить дольше и сложнее.
- Квалификация сурдопедагога, его индивидуальный контакт с маленьким пациентом и его семьей.
В идеале этот специалист должен стать лучшим другом семьи, отмечать малейшие прогрессы и отставания в развитии ребенка с компенсированным слухом, настраивать родителей на правильную работу с дочерью или сыном дома.
Занятия с сурдопедагогом у маленьких детей проводятся, в основном, в игровой форме. Иначе – никак. На самом деле, за этим фасадом скрывается большая работа. И продолжается она годами. Некоторые ее особенности отражены в статье «Педагог с приставкой сурдо».
В арсенале сурдопедагога всегда есть развивающие игрушки
Регулярные встречи со своим сурдопедагогом – залог успешного развития и полноценной жизни. Врачи сети медицинских центров «МастерСлух» – настоящие профессионалы. С большим опытом работы, добрые, чуткие, знают, как найти подход даже к самым сложным маленьким пациентам. Без преувеличения, мы становимся близкими людьми детям с нарушениями слуха, «вторыми мамами и папами», направляем и обучаем, а также помогаем справляться с трудностями и радуемся успехам!
Оставить отзыв