Игра для ребенка является ведущей деятельностью. Для него это так же естественно, как для взрослого работать.
Чтобы игрушки не только радовали малыша, но и приносили пользу, стоит ответственно подойти к их выбору. Особенно когда малыш после процедуры коррекции слуха учится слышать, говорить и узнает новые для себя понятия.
Что учитывать при выборе игрушек?
При выборе игрушек ориентируйтесь на методические правила и подсказки сурдопедагога
- Ваш главный помощник в этом деле – сурдопедагог. Его рекомендации помогут выбрать игрушки, которые будут полезны именно вашему ребенку в его индивидуальной программе занятий.
- Идеальная игрушка реализует цели и задачи, поставленные этим специалистом. Ребенок не просто играет. Он развивает навыки.
- Для занятий с ребенком и для его самостоятельной игры используйте разные наборы игрушек.
- Учитывайте увлечения детей. Чем интереснее игрушка, тем больше пользы она принесет.
Какие игрушки выбрать?
В создании развивающей среды игрушкам отводится значительная роль
Мы подобрали арсенал игрушек, который будет полезен большинству детей, проходящих курс занятий по развитию слуха и речи.
- Музыкальные инструменты разных звуковых диапазонов: дудочки, барабаны, металлофоны, бубны.
- Помимо звучащих инструментов, запаситесь их копиями или дублями, которые не производят звуков.
- Пупсы – отличный вариант для изучения и отработки бытовых навыков. Дети с интересом кормят их и укладывают в постель, учат умываться и аккуратно кушать.
В игре с пупсами ребенку проще запомнить части тела: маленький человечек похож на него самого.
Разнообразие внесут кроватки, шкафчики, ванночки, горшки и прочие аксессуары. Их использование дополнит игру и поможет изучить глаголы: кормить, одевать, мыть, катать.
- Конструкторы.
Они могут быть как твердыми, так и мягкими. Главное условие – наличие основных цветов: зеленого, красного, синего и желтого.
С помощью конструкторов ребята активно развивают мелкую моторику и учатся пространственному мышлению.
- Наборы игрушек.
Хорошее подспорье – комплекты разных цветов и размеров: кубики, домашние и дикие животные, машинки и т. п. Дети учатся группировать предметы, выделять сходства и различия, подражать звукам.
Для занятий с ребенком и его самостоятельной игры используйте разные игрушки
- Мячи разных размеров.
Большой мяч удобно бросать и ловить. Маленький – хорош для захватов.
С помощью мячей и других игрушек можно формировать условно-рефлекторную реакцию для прохождения аудиометрии с игровыми элементами.
- Шнуровки.
Игры-шнуровки развивают ловкость маленьких пальчиков. Ребята учатся логически мыслить и улучшают координацию.
Вплетая шнурок, дети концентрируют внимание на конкретной задаче, становятся усидчивее.
Сюжетные шнуровки способствуют развитию фантазии. Ребенок создает уникальный узор или помогает собрать ежику фрукты и ягоды.
- Деревянные пособия.
Это могут быть сортеры с разными элементами. Еще одним примером служат счетные пособия: морковки разной величины, зайчики или вагончики.
Малыш ощупывает детали, соотносит предметы друг с другом, запоминает цвета и формы, учится находить причинно-следственные связи.
Достоинство таких пособий – решение сразу нескольких задач.
Дидактические карточки развивают логическое мышление
- Дидактические карточки.
С детьми постарше используйте дидактические карточки. Они открывают простор для фантазии, способствуют развитию речи и мышления. Ребенок включает воображение и учится выражать свои мысли.
Требования к карточкам – белый фон и яркое, красочное изображение.
- Игрушки из подручных материалов: наборы шишек, пуговиц, коробок, камушков. Предложите ребенку отсортировать предметы по цвету, форме или размеру.
Интересным вариантом будет игра со звуками. Пример такой игры: тихое и громкое ведерко. В тихое ведро аккуратно складываем монетки, а в громкое – забрасываем со звяканьем.
- Карточки.
Вместо пазлов используйте разрезанные карточки. В зависимости от возраста ребенка разделите картинку на 2, 3 или более частей.
Как организовать игру?
Игра – это жизнь ребенка. Именно через игру ребенок познает мир и развивается
Оптимальное количество игрушек для одного занятия – 2–3 штуки. Все остальные лучше убрать или спрятать. Так ребенок будет меньше отвлекаться и сосредоточится на выбранных вами предметах.
Занятия проводите по 2 раза в день. В какое время их организовать – решите с сурдопедагогом исходя из особенностей режима дня и предпочтений вашего ребенка.
Длительность занятий варьируйте от 5 до 30 минут. Пусть игра для вашего малыша будет в удовольствие.
Создание развивающей среды
В грамотно организованной обстановке развитие ребенка становится естественным процессом.
Обеспечьте ребенка разнообразными игрушками, соответствующими его возрасту.
Чем больше игр можно придумать с одной игрушкой, тем лучше
Координируйте и направляйте ребенка в самостоятельной деятельности. Предложите построить гараж для машинки или домик для собачки, накрыть стол для куклы.
Как заниматься дома и на какие аспекты обратить внимание при воспитании детей, мы уже рассказывали ранее.
Привлекайте к играм других ребят. Так вы поможете своему малышу развивать коммуникационные навыки, даже невербальные. Организуйте игры не только дома, но и на улице, в магазине, во дворе. Везде можно найти что-то интересное для занятий: деревья, птиц, насекомых, цветы, транспорт, продукты. Маленькие открытия поджидают ребят на каждом шагу. В развивающей среде и прогресс идет быстрее.
Здоровья вам и вашим деткам!
Оставить отзыв