Музыка – неотъемлемая часть воспитания и всестороннего развития личности. Даже с нарушением слуха ребенок способен воспринимать звучание музыкальных инструментов. Малыш ощущает колебания пола и воздуха, чувствует исходящие от инструмента вибрации. Ребенок с кохлеарным имплантом или со слуховым аппаратом различает звуки и при регулярных занятиях вполне способен сформировать и развить музыкальный слух.
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями и способствует полету воображения, музыка придает жизнь и веселье всему существующему», – фраза, высказанная Платоном, не потеряла актуальности спустя тысячелетия.
Музыкальные занятия
Основная форма музыкального воспитания – это музыкальные занятия. Однако музыка используется не только на специально отведенных занятиях, но и дополняет деятельность ребенка: самостоятельные игры, праздники, развлечения и физкультура.
В музыкальном воспитании используют две формы обучения:
- Фронтальная: педагог общается со всеми ребятами, которые совместно решают поставленные задачи. Такие занятия позволяют детям активно взаимодействовать и с педагогом, и друг с другом.
- Индивидуальная: на занятиях дети закрепляют и углубляют полученные знания, умения и навыки.
При регулярных занятиях дети достигают значительных успехов. Специалисты МастерСлухТМ знают множество примеров, когда дети с нарушением слуха прекрасно учатся в музыкальной школе и в массовой общеобразовательной.
Зачем нужно музыкальное воспитание
Можно выделить несколько задач музыкального воспитания для детей с нарушением слуха:
- коррекция и компенсация особенностей развития детей;
- развитие слухового восприятия;
- становление устной речи;
- формирование координированных движений;
- вокальное развитие голоса;
- развитие памяти и воображения;
- нравственное и эстетическое воспитание;
- активизация познавательной деятельности;
- обогащение духовного мира ребенка.
«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», – Сухомлинский В. А.
При музыкальном воспитании используют различные виды музыкальной деятельности:
- восприятие музыки;
- исполнительство;
- творчество;
- музыкально-образовательная деятельность и другие.
К направлениям работы по музыкальному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха относят:
- воспитание эмоционального восприятия музыки;
- развитие слухового восприятия;
- развитие голоса;
- ритмическая стимуляция и хоровая декламация;
- развитие движений под музыку;
- ориентировка в пространстве.
Направления музыкальных занятий
Выделяют два основных направления музыкальных занятий:
- Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.
- Развитие речевого слуха.
Применение неречевого звучания в музыкальном воспитании
Неречевые звуки обладают значительной мощностью и насыщенностью, имеют большой диапазон частот. Такой вид занятий особенно хорош для маленьких детей, поскольку не требует большого запаса слов. Ребенок учится различать звуки, отличать их один от другого, определять источник звучания.
В процессе музыкального воспитания используют игры с неречевым звучанием:
- Определить источник звука: прослушать звучание и назвать инструмент или показать карточку с его изображением.
- Издать такой же звук: ребенок получает музыкальный инструмент или звучащую игрушку. Когда педагог издает звуки на инструменте, ребенок воспроизводит звук на своем инструменте.
Педагог расскажет, какие занятия вы сможете проводить с ребенком самостоятельно
Занятия дополняют двигательными навыками детей и использованием музыкально-динамических движений. Ребята знакомятся со слабыми и сильными звуками, прерывистыми и слитными, с длительным и кратким звучанием. В играх дети бегают под быструю музыку и переходят на шаг при медленной, изображают медведя под громкую мелодию и показывают мышку под тихую.
Польза занятий для ребенка:
- обогащение представлений о мире звуков;
- обучение различению неречевых звуков;
- различение голосов птиц и животных;
- определение характера музыки и других звучаний;
- развитие музыкальной памяти;
- совершенствование слухо-мышечной чувствительности;
- различение неречевых ритмов.
Развитие речевого слуха
Дети постарше учатся различать звуки в сочетаниях: в словах, фразах, предложениях. На занятиях ребята совершенствуют и тренируют навыки на различном речевом материале.
Первоочередная задача – научить ребенка воспринимать разговорную речь и пение, а затем перейти к дифференциации пения и игры.
Занятия по развитию речевого слуха позволяют ребенку сосредотачиваться на звуках речи, различать мужские и женские голоса при вокальном исполнении, учат дирижировать в такт музыке, маршировать и танцевать.
Пение – особый элемент музыкального воспитания. Когда малыш учится петь, воздействие на него музыки усиливается. Благодаря пению ребенок учится произносить отдельные звуки и слова, развивает голосовой аппарат, углубляет душевные переживания. В результате занятий голос детей становится более звонким и богатым на интонации.
Поначалу слова песен дополнительно прорабатываются и осмысливаются. Ребенок учится их выговаривать, затем произносить протяжно и петь. Первые песни сопровождаются игровыми движениями, которые помогают понять содержание и способствуют развитию певческих навыков. После успешного освоения этого этапа добавляются песни без сопутствующих движений.
Дети с нарушением слуха – это в первую очередь просто дети. Они так же, как и другие, тянутся к миру искусства, к музыке или спорту, хотят развиваться и жить полноценной жизнью. И это возможно, нужно лишь приложить достаточно усилий.
Оставить отзыв