Слухопротезирование – восстановление слуха при помощи усиливающих устройств. Но каково это – носить слуховые аппараты, на что стоит обратить внимание разбиралась наш сурдопедагог Васильева Наталья Дмитриевна.
Педагогический взгляд на слухопротезирование или удивительный опыт
Я примерила на себя слуховые аппараты трех разных технологических уровней одного бренда Signia (бывший Siemens):
- Signia Motion SX 3 px (аппарат базового уровня линейки на платформе primax);
- Signia Motion SX 5 px;
- Signia Motion SX 7 px (флагман линейки, самый высокотехнологичный аппарат на платформе primax).
Наталья Васильева примеряет слуховые аппараты, настроенные по ее аудиограмме
Они были настроены строго по моей аудиограмме (по ней у меня норма слуха).
Вот здесь, дорогие родители, хочется обратить ваше внимание на то, что надевать на себя аппарат, настроенный под вашего ребенка, – абсолютно бессмысленно. Кроме дискомфорта от громких звуков вы не получите ничего.
Думаю, что каждому, кто работает с детьми с нарушением слуха, пойдет на пользу этот опыт. По крайне мере, я сделала для себя несколько интересных открытий:
- Первое, что со мной случилось, – очень сильно заложило уши. Так как имелась сера в нормальном количестве, которую стандартный вкладыш просто еще и утрамбовал. Вот тут я реально поняла, каково вдруг остаться без слуха.
Вывод: «Перед настройкой обязательно проверить ушки у лора» – не просто дежурная фраза сурдолога. И без пробок (у меня их не было) можно получить безрадостную картину, о которой не каждый сможет сказать (например, маленький ребенок).
- Технологии и стратегии настроек и правда имеют значение. Я ощутила прямо «кожей» как при смене стратегии настроек менялось звучание, звук из плоского становился более объемным и приятным и наоборот. Еще очень прочувствовала работу микрофонов и «шумодавов» (системы шумоподавления). В низкотехнологичных аппаратах я просто хорошо слышала все, что говорят люди в разных помещениях одновременно, но при этом бытовые шумы звучали резко и перекрывали речь.
Вывод: Чем выше технологический уровень, тем больше возможностей у аппарата передать звук наиболее четким, ярким, объемным, давая наибольшую разборчивость речи в разных акустических ситуациях.
- Невозможно полностью оценить настройку в кабинете сурдолога. От различных акустических ситуаций очень резко меняется восприятие и самоощущение.
Вывод: Работа сурдопедагога на настройках необходима. Но даже она не даст полной картины в условиях кабинета. Повторному приему после адаптационного периода – быть.
- Адаптация. Адаптация. Еще раз адаптация! Особенно если это первый опыт. Думаю, что даже для меня двух недель было бы мало. Но это тот необходимый минимум, который не стоит списывать со счетов.
И да. Я бы точно вначале хотела срывать аппараты, даже если учесть их идеально подходящую для меня настройку (но не стала бы, так как я взрослый человек с высокой мотивацией. А теперь подумайте, каково маленькому ребенку, который не может в силу возраста обладать мотивацией к ношению слуховых аппаратов и не понимает их перспективную пользу?).
Вывод: Внимательно следуйте рекомендациям вашего сурдолога и сурдопедагога. Начало коррекции слуха – определенный путь, который проходит у всех абсолютно по-разному и зависит от множества факторов. Будьте внимательны к ребенку, старайтесь вести дневник наблюдений, в котором будете отмечать все позитивные и негативные реакции ребенка и его отношение к слуховым протезам (и в каких ситуациях).
Если речь не о начале пути, а об опытном пользователе или человеке с нетяжелой потерей слуха (1-3 ст. НСТ), то адаптация будет очень сильно зависеть от качества звука в первую очередь, так как имеющиеся остатки слуха уже создали определенные слуховые образы, а звук в низкотехнологичном аппарате будет сильно от них отличаться. И опять же, если это взрослый человек, его мотивация и сознательность помогут в адаптации. Но если это ребенок (а чаще это бывают ученики начальной школы), то такое «расхождение» мира звуков будет вызывать негативизм и отказ от ношения аппаратов вовсе.
Детям все лучшее – прихоть или необходимость
Если вернуться к теме технологий, то вывод однозначен: детям все самое лучшее. Это не прихоть. И не бизнес. Это необходимость. Ведь именно так будут формироваться все слуховые образы ребенка. И какими они будут – плоскими усеченными и или яркими и четкими – зависит от выбора слуховых аппаратов (а далее от кропотливой работы семьи и сурдопедагога со слухопротезистом, конечно же).
Оставить отзыв