Невыдуманные истории из практики врача-сурдолога.
Сегодня на аудиологическом обследовании у меня мама с ребенком. Девочке 2 года 6 месяцев. Наблюдается у невролога по поводу гидроцефалии и задержки речевого развития. Месяц назад первый раз обратились к сурдологу для исключения проблемы снижения слуха. О результатах аудиологического скрининга в роддоме мама не знает, на повторное обследование направления нет.
Девочку осмотрели сурдопедагог и психоневролог, шепотную речь ребенок не слышит, громкая речь - только рядом с ухом. Из не речевых звуков есть реакция на барабан, с расстояния до 3 метров. Не реагирует ни на своё имя, ни на обращения. По результатам диагностики слуха у ребенка следующее: отоакустическая эмиссия (ОАЭ) не зарегистрирована с двух сторон, импедансометрия - тип А. То есть, подвижность структур среднего уха сохранена, а акустические рефлексы не регистрируются.
Предварительный диагноз: двусторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени. Назначаю дообследование, чтобы уточнить диагноз, КСВП и ASSR тест. По итогам будем решать вопрос о том, как реабилитировать.
«Я вам не верю!»
Начинается работа с мамой, которая, как это часто бывает, находится в состоянии шока, врачу не верит и пытается всё отрицать. Согласна, что у дочери снижение слуха. Но "совсем небольшое", никак не на грани глухоты. «Дома же она выполняет все мои просьбы!», - настаивает женщина. При этом, как-то упускается из виду, что все слова, обычно, сопровождаются жестами. И с ребенком приходится говорить достаточно громко. У девочки неврологические проблемы, и мама с уверенностью списывает особенности поведения на них.
Это второй ребенок в семье, первый - с нормальным слухом. Беременность протекала без особенностей, родилась малышка в срок, хронических заболеваний нет, в группу часто болеющих детей не входит. Мама убеждена, что причин для беспокойства нет. То есть, если старший ребенок в семье с нормальным слухом, то и у младшего проблем быть не должно. К сожалению, безупречная житейская логика в нашем случае не работает...
До последнего момента мама ждет от меня чуда, надеется, что удастся обойтись без слуховых аппаратов. Эта мысль для неё особенно неприемлема.
«Почему я?»
Результаты объективной аудиометрии подтверждают первоначальный диагноз: пороги слуха соответствуют IV степени снижения. Сообщаю результаты. Слёзы, обиды, категорическое несогласие…
Провожу ещё раз акуметрию (проверяем слух речью), чтобы получить реакцию на звуки. Теперь мама уже и сама видит: ребенок поворачивается только на барабан. Постепенно приходит осознание, что степень снижения слуха значительная.
Снова слёзы. И тот самый вопрос: «Почему мы? Почему с моим ребенком произошло такое? Как жить дальше? Как общество примет ее дочь? Как о диагнозе сообщить родственникам?».
Больше всего ее пугает то, что ребенок будет носить слуховые аппараты. Мама убеждена, что над людьми, которые ими пользуются, все смеются, что их отвергает общество. Пытаюсь, как могу, успокоить женщину. Рассказываю, что в век высоких технологий проблему можно решить. И что именно сейчас нужно как можно быстрее помочь ребенку. Но мои доводы разбиваются о стену....
«Расскажите мне историю»
Я занимаюсь диагностикой заболеваний, сопровождающихся снижением слуха уже больше десяти лет. Вопросами детского протезирования - с 2009 года. За это время много чего довелось увидеть и услышать.
Как-то на приеме попросила маму одного из моих слухопротезированных детей наговорить историю на диктофон. Когда я ее слушаю, наворачиваются слёзы на глаза. С такой любовью мама рассказывает о малыше, о том, как она приняла проблему. Как старалась помочь.
Включив диктофон на воспроизведение я тихо выхожу из кабинета, оставив плачущую женщину одну. А когда возвращаюсь, от слез уже не осталось и следа. Зато появились вопросы. Много вопросов! Правда ли, что тот самый малыш, которого она слышала на записи? Он так хорошо разговаривает! Она-то думала, что у слабослышащих с большой степенью снижения слуха, речь отсутствует.
Одна мать через диктофонную запись смогла сделать невозможное. То, что не удалось мне – врачу. И, может быть, не удалось бы никому другому. Одна женщина вселила в другую уверенность, дала ей силы. Помогла успокоиться, собраться и задать главный вопрос: как я могу помочь своей дочери?
Вместо заключения
Конечно, ещё предстоит повторное обследование. Ребенка будем наблюдать два раза в год. Но всем родителям я хочу сказать: сначала подумайте о том, как помочь своей ребенку. А потом – «что люди скажут». Слабослышащий или здоровый, обычный или с особенностями, ваш ребенок навсегда останется вашим. Самым лучшим, самым любимым. Любовь способна на многое. Очень важно помочь адаптироваться в сложной ситуации и родителям ребенка. Я благодарна своим пациентам, которые помогают мне в этом.
Оставить отзыв