Особенность работы врач-сурдолога - общение с пожилыми людьми, для которых время стремительно убегает. Иногда кажется, что человек сознательно подгоняет его, включая в голове программу саморазрушения: «Ничего не хочу, все видел и слышал, все знаю». Таких пациентов, как правило, приводят взрослые и серьезные дети. Уставшие от крика в семье, лишенные родительской поддержки.
Больно осознавать, что близкий человек потерял себя. Разговора по душам не получается. Скажите, разве можно проорать о том, что тревожит? Посоветоваться с мамой, которая постоянно переспрашивает и понимает многое не так? Результат - взаимные обиды вместо облегчения.
Поздно или никогда
Как врач-сурдолог, имею право спросить: «Что заставило обратиться именно сейчас?» Любому специалисту понятно, что проблеме лет 15-20. Зачем тянуть до «после 80 лет»? В случае с сенсоневральной тугоухостью поговорка: «Лучше поздно, чем никогда», - не работает. «Поздно» при дисфункции слуха означает «никогда».
Чем старше человек, тем труднее привыкнуть к новому. Надеть что-то непонятное на ухо. Учиться слышать заново. Это после двух-то десятков лет практически в тишине. Самый длинный период адаптации, который запомнился мне, длился год. Как хорошо, что у этого конкретного пациента хватило терпения! Но не каждый готов к длинному пути. Особенно – на финальном отрезке пути жизненного… А потом терпение заканчивается. И на дальней полочке, в красивой коробочке, среди вещей «на особый случай» остается лежать слуховой аппарат.
Еще одно заблуждение: «Мы ПОКА дешевое купим, пусть научится пользоваться. А вдруг сломает?» Скажите мне, люди, почему Вы постоянно хотите быть готовым к худшему? А как же лучшее? Когда? Когда для него будет в Ваше жизни место? Лучшее почему-то постоянно мы оставляем «на потом». Красивые платья и дорогую посуду. Они все ждут и ждут своего немыслимого праздника, карнавала, фейерверка. Пылятся в шкафу. Проходят дни, складываются в месяцы, затем – в годы. А лучшее все не приходит.
Проще не значит лучше
Покупая дешевую модель, пожилой человек обречен слышать шум, скрежет и визг в усиленном режиме, от которого давно отвык. Чем проще слуховой аппарат, тем больше вероятность, что он окажется на той самой полочке «на потом». Еще одна фраза, вызывающая досаду и недоумение: «Сколько той жизни осталось, зачем такая дорогая покупка?» Затем и потому лучшее! Ибо, сколько той жизни осталось? Десять лет? Год? День? Когда вы планируете жить? Да, человек смертен. Но обида в том, что часто – он смертен внезапно.
Был случай, когда мужчина весьма почтенных лет, уходя с дорогим слуховым аппаратом, взял с меня обещание. Что этот аппарат я настрою потом. Для его сына. Он укажет это в завещании. Чувство юмора, кстати, прекрасно говорит о сохранности интеллекта.
С тех пор прошло около 7 лет, а выполнить обещание все никак не представится случай. Зато мы уже обсудили следующую модель. Новую, более совершенную, более «умную». Хорошую и дорогую. Потому, что жить – это сейчас. А средний срок работы слухового аппарата - 4 года. И дай бог, чтобы жизнелюбие ТАКОЙ силы позволило моему пациенту пережить их всё.
Кто-то живет, а кто-то - доживает. И давайте оставим определение «период дожития» чиновникам Пенсионного фонда. Я-то точно знаю, что удивляться и радоваться жизни - талант. И он доступен человеку в любом возрасте.
Оставить отзыв